Резьба по дереву своими руками: с чего начать

Простейшие инструменты и верстак

Работа резчика всегда начинается с производства заготовок. Потому 1-ое, чем необходимо обзавестись, это базисный набор инструмента для обработки дерева. Ну а так как художественная резьба просит довольно высочайшей точности и свойства обработки, арсенал должен быть расширенным.

В распоряжении должно быть несколько ножовок: для продольного и поперечного реза, также припасовочная и с маленьким зубом по металлу. Следы реза устраняются при помощи рашпилей, круглого и плоского, лучше разной зернистости. Более узкая обработка проводится наждачкой различных типов. Следует держать под рукою два древесных бруска: круглого и прямоугольного профиля, которые комфортно использовать как базу для наждачные бумаги.

1 — ножовка по дереву; 2 — припасовочная (обушковая) ножовка; 3 — ножовка по металлу; 4 — набор рашпилей по дереву; 5 — брусок для шлифовальной бумаги

Для подготовительного дизайна заготовок употребляются рубанки и шерхебели. Выбирать большие куски древесной породы комфортно при помощи остро отточенного столярного топорика, на ободе которого выполнена отливка под молоток, также стамесок разной ширины и профиля кромки.

1 — разные рубанки; 2 — топорик с молотком на обухе; 3 — набор стамесок

И всё же наибольшее значение для начинающего резчика имеет верно сконструированный и удачный верстак. Он должен быть обустроен согласно нормативам организации столярных рабочих мест с учётом личных требований, таких как рост либо длина рук. Стол нужно оснастить механизмом, позволяющим стремительно закрепить и открепить обрабатываемую заготовку. Сюда относятся как столярные тиски и струбцины, так и регулируемые (переставляемые) упрямые колодки различных форм.

Столярный верстак

Специальные приспособления, электроинструмент

Имея всё нужное для подготовки деталей к резьбе, нужно в личном порядке собрать набор инструментов для узкой работы. База такового комплекта — набор высококачественных чистовых стамесок и резцов различных форм и размеров. Можно пойти 2-мя способами: приобрести средней руки набор из 8–12 предметов, или брать по одному-два экземпляра высококачественного инструмента, недостающих для освоения определённой техники либо схемы резьбы.

Набор резцов и стамесок по дереву

Также неплохого столяра отличает верно подобранный разметочный инструмент: линейки, угольники, рейсмусы, транспортиры, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши разной плотности. Резьба по дереву всегда проводится по заблаговременно обмысленной схеме, в согласовании с которой для каждого отдельного изделия делается шаблон. Потому привыкайте не выкидывать картонные коробки и обрезки тонких листовых материалов вроде пластика либо ЛМДФ.

1 — комбинированный угольник; 2 — рейсмус разметочный; 3 — транспортир с линейкой; 4 — кронциркуль; 5 — карандаши строй; 6 — штангенциркуль

Для проработки маленьких деталей в наличии должно иметься несколько ножей различных размеров, один либо два стружка, дисковый ножик, пробойники различных форм и размеров. Для ускорения процесса и увеличения точности обработки может быть внедрение электронных граверов, стамесок и реноваторов. Своё применение отыщут до дюжины курковых струбцин, в особенности при сборке составных изделий на клеевом соединении.

1 — ножики для резьбы по дереву; 2 — пробойники; 3 — электростамеска; 4 — быстрозажимная струбцина; 5 — стружок; 6 — реноватор

В конце концов, в арсенале каждого уважающего себя резчика должна быть не плохая сетевая дрель и хотя бы самая обычная вибрационная шлифмашина со сменяемыми подошвами. Что касается лобзика, он должен относиться как минимум к полупрофессиональному классу, по другому для вас придётся делать огромные припуски на обработку, а качество сквозной резьбы будет безизбежно мучиться. Если вы основательно увлечётесь работой с деревом, не забудьте вовремя обмыслить систему удаления пыли и стружки.

1 — сетевая дрель; 2 — вибрационная шлифмашина; 3 — электролобзик

Начните с небольших поделок

Полный перечень нужного вызывает лёгкую оторопь. Но всегда есть смысл сначала испытать работу «на коленке», чтоб оценить уровень увлечённости и осознать настоящий смысл покупки недешево и высококачественного инструмента в дальнейшем.

Изготавливать маленькие поделки можно, даже если в наличии имеется только два-три базисных резца, стол и набор наждачной бумаги разной зернистости. В качестве первых работ рекомендуется выбирать разделочные кухонные доски либо декоративные фигуры размером до 200х200 мм: животные, растения, маленькие домики и схожую мелочёвку.

Такие изделия содержат все главные элементы резьбы по дереву: обрамляющая рельефная кромка, внутренняя сквозная резьба и рельефная резьба по плоскости. Сущность в том, что придерживаться серьезных размеров и допусков в поделках не непременно, еще важнее ощутить реакцию дерева на режущий инструмент, его пластичность, разницу плотностей в примыкающих волокнах и другие соответствующие особенности.

Когда под определённые приёмы работы выработается мышечная память, перебегайте к более сложным изделиям. На этом шаге следует озадачиться созданием рамок для фото, сундучков, шкатулок. Последующий уровень трудности — это составные изделия и древесная механика. Начиная от известной многим композиции «Мужчина и медведь» и заканчивая древесными трёхмерными пазлами либо механизмами с множеством шестерёнок.

Выполняя работы таковой трудности, вы будете развивать и поддерживать навык четкой резьбы по дереву, а этим не третируют даже прожжённые профи.

Сквозная и глухая резьба: приёмы работы

До резки на заготовке (доске, щите) сначала размечается внешняя форма, после этого лобзиком удаляется всё избыточное. Поверхность под резьбу должна быть совершенно плоской, гладкой и не имеющей пороков. Шаблон (трафарет) переносится на очищенную поверхность дерева отчётливыми тонкими линиями.

Резьба классифицируется на две группы: сквозную и глухую плоско-рельефную. Сначала вырезают замкнутые контуры в центре деталей: в каждом из их сверлится отверстие, потом по полосы фигура вырезается лобзиком. Ориентировать распил необходимо на 1–1,5 мм вовнутрь контура, оставляя маленький слой древесной породы под следующую обработку. Когда фигура вырезана, её края зачищают до устранения следов реза и получения прямоугольной кромки, в точности соответственной рисунку разметки.

Рельефность краям присваивают или ручным фрезером, или стамесками и резцами. Край может быть скошен обыкновенной прямой фаской, внутренней либо наружной каемкой скругленного профиля. С этим всё просто: выбираете инструмент соответственного размера и профиля, начинаете с зареза и, удаляя древесную породу стружкой шириной по 0,5–1 мм, обходите фигуру по контуру.

Труднее работать с краями, требующими каскадной резки в несколько ярусов. Сначала необходимо рейсмусом отметить ширину захода самой широкой части резьбы и снять 1-ый ярус, потом поочередно отмечать и снимать все следующие. Учтите, что к сквозной резьбе относится также и оформление внешних краёв изделия.

Техника глухой рельефной резьбы более многообразна. Это могут быть как различные борозды и канавки, вырезанные по заблаговременно нанесённому контуру, так и серия ложбинок либо насечек различных размеров и геометрической формы. Переходя от обычных фигур к более сложным, вы разовьёте пространственное представление, научитесь снимать древесную породу слой за слоем и с течением времени перейдёте к изготовлению скульптур и барельефов. В этом ключе решающее значение имеет практика — чем её больше, тем меньше реальной трудности вызывает работа.

Распространённые ошибки

В качестве заключения приведём всераспространенные ошибки, которые не позволяют начинающим резчикам всеполноценно завладеть инвентарем либо перейти на новый уровень мастерства:

  1. Работа с сырой древесной породой: все заготовки должны быть низкой влажности (12–13%) и неплохого свойства.
  2. Очень огромное заглубление инструмента: резьба по дереву не приемлет спешки, удалять избыточное необходимо кусками только маленькими, но в то же время соразмерными масштабу фигуры.
  3. Не учитывается разнородность древесной породы: вырезая скругленные орнаменты, вы направляете режущую кромку то вдоль, то поперёк волокон, преодолевая участки с разной плотностью. Нажим инструмента и размер удаляемых фрагментов необходимо подходящим образом поменять.
  4. Отсутствие последовательности: любая фигура либо узор должны быть кропотливым образом проработаны, опробованы на черновиках и разбиты на несколько поочередных шагов.
  5. В конце концов, желание окутать всё и сходу: не запамятовывайте, что некие способности приобретаются только с течением времени и при условии, что резчик повсевременно практикуется. Всё время увеличивайте квалификацию, ставьте в ценность качество обработки, и с течением времени даже разумеется сложные задачки станут видеться для вас ординарными в их организованной и обмысленной реализации.

Держатель торцевой, металл, цвет венге, 2 см

Торцевой держатель — это несущий элемент для установки однорядного трубчатого карниза. Предназначен для размещения шторы меж 2-ух стенок. Употребляется для фиксации торцевой части штанги на вертикальной поверхности. Сборная конструкция упрощает установку и демонтаж. Материал держателя — железо с матовым покрытием. Поперечник элемента — 20 мм, длина — 2,2 см. Цвет изделия — карий («венге»). Крепеж заходит в набор.